Седмипросфорие

Седмипросфорие
– вопрос о числе просфор при совершении проскомидии не имеет отношения к таинству евхаристии и не заключает в себе ничего догматического. Для совершения таинства евхаристии необходима собственно только одна просфора, ибо "вси от единого хлеба причащаемся" (I Кор. X, 17), а раскольники требуют, чтобы на проскомидии приносилось обязательно семь просфор. В некоторых древних славянских служебниках о количеств просфор точно не указывается, а в которых и указывается, то не точно, а количеством от трех до восьми; в некоторых же служебниках указывается прямо на пять просфор, как и принято брать в православной церкви. С. с самого своего начала появилось в Номоканоне (1639 г.) при патр. Иоасафе и было помещено в иноческом и мирском Потребниках, а потом оно появилось с изменениями в издании Номоканона при патр. Иосифе (1652 г.) и тоже было помещено в Потребнике. Номоканон был в первый раз перепечатан с киевского издания в Москве 1624 г. или, вернее, с переписанной с этого издания рукописи. О количестве просфор в киевском издании упоминалось так: "на святой проскомидии пять просфор имати", а московские справщики в рукописи зачеркнули слово "пять", написали "семь" и изменили значение каждой просфоры так, как требуют старообрядцы.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Смотреть что такое "Седмипросфорие" в других словарях:

  • Седмипросфорие — раскольники требуют, чтобы на проскомидии (см.) приносилось семь просфор, и придают этому требованию догматическое значение. На самом деле в вопросе о количестве просфор нет ничего догматического, ничего относящегося к самому таинству евхаристии …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Поповщина — родовое понятие для обозначения группы старообрядческих толков, удержавших учение об иерархии и семи церковных таинствах. Образование П. относится к тому времени, когда в старообрядческих общинах стали редеть ряды иереев старорукоположенцев (т. е …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Посолонь — (по Солнцу), посолонное хождение первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV стол. В 1478 г., при освящении Моск. Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви не по солнечному всходу .… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Старообрядство — С. есть следование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е. всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сугубая аллилуия — Спор о том, как петь аллилуия, по дважды или по трижды, возник в первой четверти XV века, в Псковской области. Отвечая псковскому духовенству, митр. Фотий в 1419 г. высказался за трегубую аллилуйю. Лет тридцать спустя тот же вопрос был возбужден… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Старообрядство — есть последование церковной старине в той области,которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е.всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно идо церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Посолонь — (или посолонное хождение) – первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV века. В 1478 г. при освящении моск. Успенского собора, митропол. Геронтий ходил с крестами вокруг церкви не по солнечному восходу .… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»